Gaz-v-pol (gaz_v_pol) wrote,
Gaz-v-pol
gaz_v_pol

Category:

Их надо признать виновными (про Pussy Riot).

Трудно писать в защиту Путина. Ибо иным за такие посты платят, да и в целом власть аморальна, увы — как её защищать? Аморальность власти не означает, что все её деяния неверны. И не означает, что альтернативная власть была бы для моей семьи лучше. Всё-таки власть Путина не так уж плоха, мы с женой можем жить, работать, детей растить. Есть риск, что на свободных выборах к власти придёт вовсе не Явлинский. Может прийти желающий выяснять мою национальность, Маринкину, деток наших. Потому решил написать.

У Pussy Riot есть полное право назвать так свою группу и действовать соответственно. Арендовав или приобретя для этого нейтральные площадки — на свои деньги, или на взносы любителей их творчества. Проводить свой «панк-молебен» у меня дома нельзя. Проводить в храме, который для части людей носит сакральную ценность — сознательно оскорблять этих людей. Государство должно заступаться за верующих в вопросе того, чтобы в их храме не служили «панк-молебен» чуждые им лица. Ибо хрупкий мир между людьми разных вер и национальностей должен оберегаться. Я видел, как этот мир был разрушен в Молдавии. Имею доложить: война много, много хуже.


Мне трудно писать на эту тему спокойно. Ибо видел сам, как зреет конфликт (и недооценил его первые ростки). Сначала были мирные демонстрации с требованием вернуть молдавскому языку латиницу (Сталин ввёл кириллицу, а в Румынии осталась латиница, последствия этого ужасного разделения народ ещё не скоро преодолеет). Это предложение Союза Писателей МССР было воспринято в штыки. Была создана Унитате — организация с демонстративно молдавским названием, но на деле про-русская (в переводе «Единство»). Демонстрации стали не вполне мирными. Один депутат внёс в Верховный Совет МССР законопроект: родители лишены права выбора языка обучения детей, а за использование в официальном общении русского языка ответственность. Предприятия ответили забастовкой и требованиями для работающих молдаван доказывать лояльность (то ещё унижение). В ответ в Кишинёве собрался митинг, какого и в Москве не видали (полмиллиона человек). Молдаване съехались отовсюду. Под давлением митинга Верховный Совет принял ещё более жёсткий закон, чем тот законопроект. В ответ к забастовке присоединились вообще все значимые предприятия, где работали русские.

Кто такой Олег Гелетюк? Никто не помнит. Это был один из убитых, когда власти Кишинёва «освобождали мост через Днестр» от тогдашних аналогов Pussy Riot — без всякого суда. Так что путинские суды и ОМОНы, конечно, плохи — но надо понимать где они на шкале плохости — бывает и хуже. Путинская имитация суда много лучше, чем войска, которые 17 марта 1992 года начали обстрел из артиллерии города Дубоссары. Жители Дубоссар могли в это поверить? Да никто и представить себе не мог, что национальный конфликт может перерасти в пушки и гаубицы! 19 мая в районе Дубоссар в бой вступили танки. Весь июнь в Бендерах шли уличные бои. 22 июня следующая эскалация — два молдавских МиГ-29 провели бомбардировку. Вроде бы хотели только мост разбомбить, но это уже не выяснишь. Попали в жилые дома (и полностью их уничтожили). Погибло много людей разных национальностей и убеждений.

И я очень, очень ценю, что в России (при всех недостатках) такого нет. Хрупкий национальный и религиозный мир (наблюдаемый сейчас в Москве) представляется жителям чем-то естественным. Как Солнце — светит и хорошо, никаких мер по поддержке свечения принимать не надо, Солнце сломаться не может. Разумеется, так же все думали и в Молдавии. А Вы бы в 1990 году поверили, что власти городов Кинишёв и Тирасполь Молдавской ССР начнут конфликт с применением артиллерии и авиации по городам? Кто мог представить, что в советском городе Кишинёве может быть демонстрация с лозунгами «Русских — за Днестр, евреев — в Днестр» ? Моя бабушка жила на углу Армянской и Ленина в Кишинёве, все эти демонстрации шли мимо нас. Я думал, всё это издержки гласности, мало ли кто что говорит.

Моё мнение: этот хрупкий мир в Москве — явление искусственное, держащееся на сознательных усилиях. Если их ослабить — хрупкий мир может рухнуть. И только тут люди осознают, насколько он ценен. Межнациональный/межрелигиозный мир надо оберегать изо всех сил. Если какие-то граждане демонстративно действуют на разрушение этого мира, их надо наказывать. Чтобы другим неповадно было. Ибо если другие будут знать, что демонстративно нарушать мир можно — кончится не плохо. Кончится очень плохо. Я тоже воспринимал мир, как воздух или Солнце. У меня в семье никто не погиб, к счастью. Но все уехали. Нет больше родственников в Молдавии.

Ответы на некоторые возражения.

Аргумент «ты за нас, или за этих?» С точки зрения предотвращения важна неотвратимость наказания, а суровость лишь мешает. Как в три шага реабилитировать воровство? Назначить наказание, которое будет выглядеть несообразно суровым. Начать рубить ворам руки. Реакция людей: воровать нехорошо, но зачем же руки-то рубить? А у нас отрубание рук проходило бы в обычной российской обстановке: руки рубили бы не только виновным, но и невиновным, топоры бы были тупыми и периодически ломались, иногда вместо руки отрубали бы голову, а иногда — мизинец ноги и отпускали. Нужные люди приговаривались бы к «условному отрубанию руки» и т.д.

Потом градус негодования повысится и оговорки про нехорошесть воровства утонут в буре негодования на палачей, рубящих бедным мальчикам руки. Появятся душераздирающие репортажи из зала суда с мужественно-бледными и в чем-то даже симпатичными воришками, над которыми нависает топор палача. Мировые знаменитости потребуют прекратить эту средневековую практику. Amnesty International объявит воришек узниками совести, и подчеркнет, что они «мирно и ненасильственно воровали в знак протеста против кириллического алфавита антидемократического режима», за что и страдают. США выразит озабоченность. Деятели культуры воззовут к милосердию. Мировая пресса преисполнится глубокого сочувствия. Наконец, практику отрубания рук отменят.

Спасшиеся воришки выйдут на волю, встречаемые толпами обожателей и корреспондентами со всего мира. Триумф прогресса над средневековьем будет отмечаться вечеринками, массовыми гуляниями и рок-концертами. Любые оговорки про то, что воровать все же непохвально, сделаются предметом отвращения и презрения — как, и Вы за этих отрубателей рук, за средневековую дикость, против всего прогрессивного человечества! Позор! Психологически люди плохо воспринимают частицу «но». Надо ли наказывать воров отрубанием рук? Да или нет? Да или нет, я вас спрашиваю?!! ДА ИЛИ НЕТ, требует от вас ответа вся мировая общественность! Правильный ответ — «наказывать обязательно надо, но не столь сурово» — в обстановке такого эмоционального давления дать трудно. Человек сбивается либо на «нет» — о, какой ужас, рубить бедным мальчикам руки!, либо на «да» — рубите гадов, не слушайте пособников воров!

Аргумент «в УК РФ нет статьи для них». Единственной абсолютной ценностью является выживание всего человечества. Любая другая заповедь не абсолютна — можно предъявить ситуацию, в которой морально и правильно эту заповедь нарушить — ибо её соблюдение влечёт за собой ещё более плохие последствия. Конечно, есть ценность в том, чтобы «всё было строго по закону». Но эта ценность не абсолютна. Если, не дай Бог, завтра издадут закон что всех граждан неправильной национальности нужно сдать в комендатуру для трудового перевоспитания в концлагере — вероятно, многие сочтут моральным и правильным закон нарушить.

Для меня ценность «люди разных народов и разных религий живут в относительном мире» очень, очень высока. Она выше, чем «всё строго по закону». Если ситуация такова, что можно обе ценности удовлетворить — слава Богу. Но если ситуация иная, и можно удовлетворить только одну — мой выбор в пользу мира. Поэтому сознательные, неспровоцированные состоянием аффекта, попытки насолить людям другой веры — должны наказываться. Если Путину доложили, что подходящей статьи в УК нет, но он дал команду: «натяните какую угодно и накажите» — он поступил верно. Если ему доложили, что судей нормальных нет, и даже имитацию суда можем провести только так, что все смеяться будут — всё равно надо наказать. Ибо ценность мира важнее. Право нового Олега Гелетюка на жизнь важнее.

Аргумент «да, надо было что-то сделать, не знаю что именно, но уверен, что нельзя было такой позор устраивать». Я слышал этот аргумент и сознательно отказываюсь от дискуссии по нему. Это аргумент людей неконструктивных, уклоняющихся от принятия трудного решения и взятия на себя ответственности.

Аргумент «угрозы национального/религиозного конфликта нет». У меня другое мнение. Мы ещё увидим этот конфликт, увы. Сейчас в российской армии большинство относится исторически христианским народам. И это большинство имеет проблему: что делать с меньшинством, относящимся к исторически мусульманским народам? Проблема решается по-разному (ни одного чеченца в 2011 по призыву в армию не взяли, а в Дагестане военкомы берут взятки за то, чтобы взять в армию, ибо у них квота). Однако, статистика рождаемости неумолима, геометрические прогрессии имеют разные знаменатели. Лет через 30-40 ситуация изменится: мусульманское большинство будет иметь проблему: что делать с христианским меньшинством? Дай Бог, чтобы всё это прошло мирно. Но какой-то конфликт будет несомненно.


Disclaimer: не все слова написаны мной, во второй части использовал фрагменты текстов sergeyhudiev (ссылка) и second_sign (ссылка). Надеюсь, эти незнакомые мне люди не обидятся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 199 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →